Новости

Поверка автомобильных весов: как, где и зачем

Поверка автовесов производится для подтверждения точности измерений и соответствия установленным метрологическим требованиям. Существуют очередные и внеочередные поверочные испытания весовых устройств. В статье мы разберем основные принципы поверки, а также как трактуется выявленная погрешность в измерениях - допуск к эксплуатации или калибровка.

Поверка и калибровка автомобильных весов разных видов и моделей


Автомобильные весы широко используются в логистических компаниях для проверки отсутствия превышения предельно допустимой нагрузки на ось груженого автомобиля, промышленных предприятиях, оптовых базах и складских хозяйствах для учета и контроля движения ТМЦ в больших объемах. К автовесовому оборудованию предъявляются высокие требования. В первую очередь, оно должно показывать точный вес, чтобы исключить перегруз транспортных средств или несанкционированный вывоз за пределы территории груза, фактическое количество которого превышает заявленное в документах. Поскольку при интенсивном использовании нельзя исключить риск выхода из строя даже ультрасовременных моделей, поверка автомобильных весов должна быть обязательной и регулярной. Речь идет о комплексе мероприятий, направленных на подтверждение точности взвешивания и соответствие средств измерений массы утвержденным стандартам. Использование автовесов, не соответствующих установленным на законодательном уровне метрологическим требованиям, чревато внушительными штрафами. То же касается отсутствия на них поверительного клейма и подтверждающего соответствие стандартам свидетельства, выданного Государственной метрологической службой, со свежей датой.

Метрологические требования к автовесам

Законодательством нашей страны установлены единые стандарты единства измерений. Это требуется для исключения риска возникновения споров, связанных с неточными измерениями массы, что чревато:
  • перегрузом автомобиля, как общим, так и поосным;
  • сбоем технологического процесса на производстве;
  • недостачей ТМЦ.

Поверка автовесов направлена на определение их соответствия установленным на законодательном уровне метрологическим стандартам. Это регламентируется единым Порядком от 18.07.1994 года. Испытания весов автомобильных электронных проводятся путем взвешивания на них эталонных гирь разного номинала. При выявлении погрешности в измерениях в пределах допустимых значений автовесы допускаются к эксплуатации. При превышении им требуется калибровка, в ходе которой опытные мастера приводят весоизмерительные параметры в норму. Периодичность проведения поверочных испытаний автовесов составляет 12 месяцев.

Виды и сроки

Поверка весов автомобильных любого класса точности бывает плановая и внеплановая, проводимая при выявлении факта их некорректной работы, их вторичной настройки или повреждения пломбы государственного поверителя. В ходе эксплуатации автовесов проводится:
  • первичная – при вводе весового оборудования в эксплуатацию;
  • периодическая поверка – ежегодно;
  • инспекционная – определение погрешности в измерениях в рамках проведения проверки предприятия;
  • экспертная – для решения спорных вопросов, связанных с точностью измерений в рамках проверки требований безопасности.

Поверка весов может быть инициирована их владельцем или назначена решением суда. За пользование неповеренными автовесами накладываются внушительные штрафы и на предприятие, и на должностных лиц, ответственных за регулярное проведение контрольных измерений.


Куда обращаться для проведения поверки?

Государственная поверка весов осуществляется органами Ространснадзора или другого контрольно-надзорного органа по заявлению владельца компании, на балансе которого стоит весовое оборудование. За периодичностью ее проведения должен следить ответственный сотрудник. Заявку следует подавать до истечения срока разрешенной эксплуатации, поскольку ее рассмотрение может затянуться. Альтернативой этому будет обращение в специализированные частные компании, имеющие лицензию на оказание этой услуги.

Правила проведения поверочных испытаний

Очередная и внеочередная поверка весов, предназначенных для взвешивания грузовых автомобилей и других транспортных средств, составляющих автопоезд, проводится по единому алгоритму:
  • внешний осмотр, позволяющий выяснить тип поверяемых автовесов и их принадлежность к определенному классу точности;
  • проверка комплектности весового оборудования, наличия заявленных в технической документации элементов контроля, управления и фиксации показателей, исключения следов коррозии на металлических частях и нарушения целостности корпуса;
  • проверка технического паспорта и изучение записей о ранее проведенных испытаниях;
  • апробирование весового устройства, позволяющее оценить его работоспособность, подтвердить отсутствие сигналов о неисправности или перегрузке;
  • проверка соответствия фактических метрологических показателей установленным требованиям – в разных моделях автовесов используется определенная шкала деления. Поэтому для определения точности измерений ваших устройств используются эталонные гири, на основании результатов проверки проводятся сложные вычисления по специальным формулам для вычисления погрешности, которая не должна выходить за пределы допустимых значений;
  • определение ошибок в измерениях и их причин;
  • фиксация положительных результатов в техническом паспорте весов.

Если выявленная погрешность в измерениях выходит за пределы допустимых значений, то автовесы к дальнейшей эксплуатации не допускаются – они подлежат ремонту и калибровке. При внеочередной поверке испытания может проходить одна платформа или колея.

Виды погрешности

При сличении полученных в ходе проведения испытаний результатов практикуется 2 определения погрешности весов – основная и дополнительная. Все они учитываются при вынесении вердикта о возможности дальнейшей эксплуатации весового оборудования без ремонта и калибровки. Основная погрешность в свою очередь делится на:
  • абсолютную, определяемую разницей между настоящим значением массы груза и измеренным показателем;
  • относительную, определяемую отношением абсолютной погрешности к условно истинному значению массы взвешиваемого груза.
При их определении делаются поправки на географическую широту места поверки, температуру и относительную влажность воздуха и прочие показатели окружающей среды, которые могли повлиять на точность измерений.
Что касается дополнительных погрешностей, которые также влияют на поверочное заключение, то они бывают:
  • инструментальными, обусловленными технико-эксплуатационными характеристиками поверяемой техники;
  • методическими, обусловленными несовершенным методом проведения испытаний.

Также принято различать случайную (определяемую единожды) и систематическую (постоянно повторяющуюся при измерении одной и той же величины) погрешность. Автовесы, где зафиксирована чрезмерная погрешность – существенно превышающую предельно допустимую норму, не допускаются к эксплуатации, а отправляются на калибровку.

Калибровка автовесов

Калибровка автомобильных весов требуется при фиксации их чрезмерной погрешности. Ее может спровоцировать:
  • неправильная установка;
  • сложные условия эксплуатации, к примеру высокая влажность или запыленность воздуха;
  • постоянная вибрация;
  • интенсивное использование и т.д.
Суть калибровки автовесов состоит в их правильной настройке, позволяющей добиться максимальной точности измерений с минимальной погрешностью, входящей в допустимый предел.


Сопровождение государственной поверки и калибровку автомобильных весов предлагает наша компания «АГРОМАШСЕРВИС», г. Новочеркасск. Предварительно мы проводим их профилактическое обслуживание, а позже берем на себя все вопросы по проведения поверки.  Возможно выполнение разовых заказов и заключение долгосрочных договоров. У нас также можно купить автомобильные весы и другое весоизмерительное оборудование. Мы работаем по всей территории РФ.